23 января в мире отмечается День почерка или День ручного письма, который напоминает нам о необходимости в нем практиковаться и, конечно, о неповторимости почерка всех людей.
О том, что ждет письмо в эпоху техники и как пишут современные студенты, рассказала доцент кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ, кандидат филологических наук Лариса Корнилова.
– Насколько важно сейчас писать от руки? Может быть это уже пережиток прошлого?
– Как говорят психологи существует прямая связь между письмом и мышлением. Развитие мелкой моторики влияет на развитие мозга. Это подтверждается исследованиями ученых. Сейчас мы все больше обращаемся к клавиатуре, от этого страдает почерк. Мы перестаем обращать внимание на оформление, да и воспринимать, написанный от руки текст становится сложнее. Мне приходится работать с письменным текстом, поэтому могу сказать какое представление дает такой текст. Могу сказать, что чем он аккуратнее оформлен, понятен для чтения, тем психологически формируется лучшее отношение к самому автору, даже, если я его никогда не видела. Заранее думаешь, что этот текст написан грамотно. Хотя на практике это не всегда так.
– Чем грозит эра гаджетов? Может быть мы вообще скоро перестанем писать в блокнотах?
– Да, техника упрощает нам жизнь. Но не хотелось бы, чтобы написание от руки совсем исчезло. Время покажет. Сейчас ученые уже выделили несколько причин, почему нельзя отказываться от ручного письма. В первую очередь оно усиливает наш иммунитет. Опять же из-за связи мелкой моторики и мозга, снижения уровня кортизола. Даже проводились опыты, где людям делали надрезы. По итогам, у большинства из тех, кто писал от руки, раны зажили быстрее. Еще одна причина – улучшение концентрации внимания, ведь при этом процессе задействовано несколько отделов мозга, мы сосредотачиваемся на конкретной задаче.
Помогает и в запоминании новой информации, особенно при изучении иностранных языков. Немаловажна и защита от Альцгеймера – кто пишет рукой, развивает память и болезнь может их вообще не затронуть. Улучшается речь, так как мы больше думаем о том, как сформулировать предложение. Как ни странно, но также снижается стресс и усиливается глазомер – начинаем быстрее читать.
– Но ведь при набирании текста на клавиатуре мы тоже думаем, как лучше сформулировать мысль…
– Да. Но написание от руки дает больше реализации для творчества, креатива. Особенность работы на компьютерах – подсказки, не дающие человеку подумать. Имея только чистый лист и ручку, мы заставляем работать свои силы по максимуму.
– Какой способ письма предпочитают студенты сейчас?
– Когда я даю ребятам возможность напечатать текст и прикрепить в «Электронный ЮУрГУ» или написать от руки, они выбирают второй вариант. Возможно, просто мы не всегда владеем технологиями. Например, я прошу сделать языковой анализ и ребятам нужно расставить определенные значки (приставка, суффикс). Рукой их поставить гораздо легче и быстрее.
– Может написание текста вручную стать чем-то вроде хобби? Например, ведение дневников, тематических скетчбуков?
– Может быть и такое. Это похоже на хранение фотографий на телефоне и в семейном альбоме. Не работаю с подростками, но в мое время девочки вели дневники, песенники, заполняли анкеты. Такое может вернуться. Читая такой дневник начинаешь ностальгировать, вспоминаешь события и эмоции, переживаешь все заново. А это очень важно для человека. Кстати, слышала еще о развитии кружков каллиграфии.
– А как на счет писем в конвертах? Остаются еще романтики…
– Сама давно никому так не писала. Получаю только официальные сообщения от государственных организаций (смеется). Эпистолярный жанр – хорошее занятие. Если пишешь письмо близкому человеку, опять же включается эмоциональное переживание, фантазия и концентрация на улучшении речи. А ведь когда-то в 19 веке эпистолярный жанр был искусством…
– Слышала, что навыки аккуратного письма пригодятся еще не одному поколению. Все-таки у техники нет шансов?
– Требования аккуратного письма – это, как и любое требование к качественному выполнению любой работы. Аккуратность дает возможность писать разборчиво, замедляет человека и заставляет его думать. Так и ошибок меньше получается. Так что, это не просто замечания от учителей.