Челябинские археологи рассказали, зачем древние воины носили с собой зеркальце

Одна из последних работ руководителя Центра Евразийских исследлований ЮУрГУ, профессора Александра Таирова связана с изучением раннесакских бронзовых зеркал в воинских погребениях. Он один из ведущих специалистов по кочевникам раннего Железного века, населявших Южный Урал в середине первого тысячелетия до новой эры.

Археология – наука «молчаливая». Наши представления о быте людей, живших тысячи лет назад строятся на том, что смогла сохранить земля. Важнейшую роль в этом играют захоронения. По тому, как расположено тело, как оно ориентировано по сторонам света, мы узнаём, в какой стороне у них находился «тот свет». А по «инвентарю» – предметам, которые кладут умершему в могилу – представления людей о том, что может понадобится человеку в загробном мире.

Мужчина-кочевник – прежде всего воин. Естественно обнаружить в мужских погребениях наконечники стрел, колчан, конскую упряжь, нож. То же самое касается подростков, прошедших обряд инициации во взрослую жизнь (детские погребения встречаются гораздо реже и инвентарь там беднее). Нет ничего удивительного и в том, что в погребении женщин обнаруживаются сосуды (в том числе для хранения косметики), украшения и зеркала.

Загадка возникает, если всё наоборот. Что если в погребении женщины обнаруживаются наконечники стрел? Да ещё в количестве полутора сотен – явно не для охоты, а для войны! Такие находки изучались ученицей профессора Александра Таирова – сотрудницей Центра Евразийских исследований ЮУрГУ Натальей Берсенёвой, раскапывавшей скифские и сарматские курганы. Когда СМИ освещали эти результаты, обсуждался миф об амазонках, якобы обитавших две с половиной тысячи лет назад в степях Южного Приуралья. Однако по мнению челябинских археологов речь идёт скорее всего о том, что женщины обучались обращению с оружием чтобы защитить от внезапного нападения свой стан, в то время как мужчины отправились дать бой врагу где-то на отдалении.

Обратная загадка: в погребении сакского воина-мужчины обнаружено зеркало. Оно совсем не похоже на аксессуар модницы, какой можно встретить в погребении женщины. Предмет представляет из себя плоский, круглый, полированный диск с длинной боковой ручкой в виде ножа или заостренного штыря – возможно для того чтобы втыкать его в землю. Хранится он в одних кожаных ножнах вместе с кинжалом, значит вероятно должен использоваться в бою или на охоте.

Таких предметов археологами найдено всего девять. Впервые такой предмет был обнаружен советским археологом М.П. Грязновым в середине 1950-х годов на раскопках у села Маринское  близ города Кокчетава (ныне Кокшетау). В комплекте с зеркалом был обнаружен кинжал «североказахстанского» типа. Второе зеркало нашли в Южном Зауралье в 1961 году (могильник Бобровский), третье – в 1970-х в низовьях Сырдарьи (могильник Уйгарак), четвертое – в начале 1990-х в Восточном Казахстане (могильник Пьяный Яр). Пятое обнаружил в 2006 году сам профессор Александр Таиров в курганах у озера Иртяш. Через год в Казахстане нашлось шестое зеркало (могильник Едирей-3). Седьмая находка снова принадлежит профессору Александру Таирову, она сделана в 2015 году (могильник Кичигино). Восьмое зеркало с отломленной ручкой обнаружили башкирские археологи у села Давлетшино. Наконец, существует ещё один предмет, найденный раньше всех у села Вавилонка в Восточном Казахстане ещё в 1951 году, но там от зеркала сохранились лишь осколки. Зато рядом обнаружились кинжал, бронзовые нож и шило, пояс с бронзовыми обоймами и такой же концевой бляхой, золотая витая гривна и золотая ажурная пластина в виде головы хищной птицы, пять бронзовых черешковых наконечников стрел, бронзовый колчанный крюк и оселок.

Семь зеркал имеют петли в основании ручки, одно отверстие (и о разбитом зеркале трудно судить). Профессор Таиров считает, что таким зеркалам близки близки кинжалы «гиксосского» типа из Египта (первая половина II тысячелетия до новой эрры), которые имеют очень короткую рукоять, «настолько, что на ней не умещается ладонь, ручку и большое плоское округлое навершие с двумя отверстиями».

Александр Дмитриевич Таиров приходит к выводу, что такие «зеркала» могли служить воину средством подачи сигналов. Возможно они был знаком отличия, как современные погоны, или предметом культа – но об этом можно только догадываться.

Остап Давыдов Фото: Евгений Загоскин