В ЮУрГУ отмечают День славянской письменности и культуры

Для университета день особенно важен, ведь у нас работает кафедра теологии, культуры и искусства ИМСГН, благодаря которой мы узнали об этом празднике чуть больше.

30 января 1991 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление о ежегодном проведении «Дней славянской письменности и культуры» 24 мая, в день памяти святых равноапостольных просветителей славянства братьев Кирилла и Мефодия. Впервые широкое проведение праздника в Челябинской области состоялось в 1991 г. Его организатором выступил Славянский областной культурный центр, председателем которого был избран Николай Парфентьев, сегодня – профессор, доктор исторических наук, доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки РФ. Именно под его руководством в течение многих лет (до 2000 г.) проводились торжества, концерты, выставки, издание материалов конференций в регионе.

Работая в ЮУрГУ, Николай Павлович основал кафедру искусствоведения и культурологии, преобразованную затем в кафедру теологии, культуры и искусства, стал председателем открытого по его инициативе Совета по защите диссертаций по истории и источниковедению, внес вклад в деятельность Зала искусств. Многообразие явлений духовной жизни России, ее письменности и культуры стало главным направлением исследований учеников Николая Парфентьева. Под его руководством защищено 2 докторских и более 20 кандидатских диссертаций по истории и теории культуры и искусства Отечества. С 2004 г. День славянской письменности и культуры отмечался ежегодно преподавателями кафедры проведением научной конференции и публикацией её материалов. Всего издано 10 сборников, в которых со временем стали публиковаться и статьи ученых разных вузов города.

Сегодня кафедру возглавляет Наталья Парфентьева, верный соратник Николая Павловича. Она является доктором искусствоведения, профессором, заслуженным деятелем искусств РФ. Ученые написали более 10 крупных монографий по истории древнерусского церковно-певческого искусства письменной традиции. Они также имеют исследования по иконописанию этого периода и по искусству оформления древнерусских рукописных книг.

Недавней крупной работой стала трехтомная монография «Московская школа в древнерусском церковно-певческом искусстве 16-17 вв.». В ней на основе документальных источников, а также древних рукописных певческих книг представлена история развития авторского творчества мастеров Московской школы. Ученым удалось по уникальной рукописи, написанной в Троице-Сергиевом монастыре, проанализировать и расшифровать циклы песнопений «творения» царя Ивана Грозного, а также выдающихся мастеров, таких как придворный распевщик (композитор) Федор Крестьянин. Всего в монографии представлено более 30 расшифрованных песнопений, в том числе в Многолетия в честь русских царей Ивана Грозного, его сына Федора Ивановича, Василия Ивановича Шуйского, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Петра Алексеевича Романовых.