Учёный ИМСГН получил грант РНФ на исследование средневековой культуры Урала

Молодой преподаватель ЮУрГУ, кандидат культурологии, научный сотрудник НОЦ «Актуальные проблемы истории и теории культуры» Семён Ворошин стал победителем конкурса Российского научного фонда (РНФ) «Проведение инициативных исследований молодыми учёными» в рамках президентской программы исследовательских проектов.

Его проект «Отражение стержневых концептов позднего Средневековья в культуре и искусстве XVI–XVII вв. (на примере меценатской деятельности рода Строгановых)» получит грантовую поддержку в полтора миллиона рублей на два года. Уже сейчас Семён Ворошин активно работает над докторской диссертацией по схожей теме. В ближайшие пару лет ему предстоит работа с документами в Российском архиве Древних актов (РГАДА), поездки в Москву, Сольвычегодск и Великий Новгород, выступления на конференциях Екатеринбурга и Пскова, а там, вероятно, выйдет и научная монография, которая ляжет в основу докторской.

Имя Строгановых олицетворяет одну из первых страниц культурной истории Приуралья – да и в целом Урала и Западной Сибири. Строгановы снаряжали в путь дружину Ермака. Они контролировали торговлю с Сибирью. Открыли солеварные промыслы в глуши, на окраине страны, где недавно обитали ещё только охотники и собиратели, которых навещали разве что христианские проповедники, такие как святители Стефан, Герасим, Питирим и Иона Пермские.

Вдохновлённые примером этих просветителей Урала, Строгановы относились к работникам и к местному населению не как колонизаторы к рабам, но как потенциальные братья во Христе, стараясь поднять их культурный уровень до Московского. Основатель рода – Аникей Строганов – был собирателем древних рукописных книг. Жившие на рубеже XVI–XVII веков Никита Григорьевич и Максим Яковлевич Строгановы, которым в первую очередь посвящено исследование по гранту, создали «школы», точнее особые манеры иконописи и церковного пения. Конечно, меценаты не сами держали в руке кисть, но они приглашали из столиц и находили среди народа талантливых мастеров, таких как Стефан Арефьев, Прокопий Чирин, Истома Савин, заказывали сюжеты, строго контролировали ход иконописи. Сегодня «строгановская» духовная живопись известна во всём мире, она выставляются в Третьяковской галерее, были выставки строгановских икон и в Челябинске.

Главная задача Семёна Ворошина – выделить «стержневые концепты», послужившие возникновению неповторимой манеры икон строгановского письма.

«Основой культуры Никиты Строганова стали религиозность, книжность, образованность в вопросах церковного искусства, семейные ценности, дух предпринимательства, приверженность ключевым идеологемам времени, разделяемым элитой государства», – утверждает Семён Ворошин.

Он прослеживает это в нескольких статьях, посвящённых знаменитым образам Сольвычегодского благовещенского собора и другим строгановским иконам – «Иже Херувимы», «Никита-мученик», «Богоматерь – гора нерукосечная». Икона «Иже Херувимы» одновременно отражает и иерархичность мира (вверху Христос, совершающий евхаристию, внизу цари и святые, а в конце нижнего ряда – сам попечитель и заказчик иконы), и его литургическую соборность, что как нельзя точно выражает воззрения русского человека позднего Средневековья.

Семён Ворошин продолжает дело научной школы профессоров Николая и Натальи Парфентьевых, исследователей «строгановской» традиции церковной музыки на Урале. Уже сегодня он выступает оппонентом на защите диссертаций по культурологии, является автором пособий «История искусства и культуры России с древнейших времён до конца XVII века», «История искусства и культуры России XVIII века», «История отечественной архитектуры». А намеченный им в докторской новый подход к изучению концептов ранней культурной истории Приуралья будет продолжен другими молодыми исследователями, студентами и аспирантами.

Остап Давыдов. Фото Сергея Качко