Время от времени на Южном Урале находят древние медные фигурки воинов – с колчанами, с оружием, с птицей на плече. Они изготовлены в раннем железном веке. Памятниками каким народам они являются? О каких верованиях и культурных контактах свидетельствуют? И какое отношение к ним имеют легендарные исседоны, описанные античным историком Геродотом?
Летом 2024 года в журнале «Уфимский археологический вестник» появилась совместная статья директора НОЦ Евразийских исследований Александра Таирова и его коллеги из Государственного музея истории Южного Урала Алексея Шапиро «Новые фигурки из лесостепного Зауралья». Несмотря на скромное название это большой обзорный труд, подводящий итог дискуссиям и изысканиям археологов вокруг артефактов железного века.
Южный Урал – место соприкосновения разных ландшафтов: степей, гор, лесостепей.
Здесь степняки – кочевники встречались с жителями лесостепей – скотоводами-полукочевниками, имевшими постоянные зимние селения, и металлургами – на языке археологов представителями гороховской и иткульской культур.
Степные кочевники поклонялись солнцу и огню, говорили на языках индоиранской группы. Угорские народы населявшие пространства на север и запад от Южного Урала поклонялись антропоморфным и зооморфным божествам.
Представители гороховской культуры жили на «культурном фронтире»: они были связаны и со степняками, и с металлургами-иткульцами – экономическими, брачными связями.
Десять лет тому назад два брата Азамат и Рустам Гизатулины отправились на рыбалку – вдоль реки Синара, недалеко от села Карино в Кунашакском районе. Они обнаружили две фигурки воинов с птицей на плече: одна лежала на пляже, другая торчала рядом из обрыва подмытого берега. Фигурки покрылись зелёным налётом. Когда их доставили в ЮУрГУ, сотрудники кафедры металлургии и литейного производства профессор Леонид Знаменский и доцент Ольга Ивочкина подтвердили: сделано из «чистой» меди (98.3-99.4%).
«Модель, вероятно, изображала стоящего мужчину с короткими, разведенными и опущенными вниз руками, слегка согнутыми в локтях, – описывают находки в статье А.Д. Таиров и А.Д. Шапиро. – Ноги прямые, широко расставленные, половые признаки …несколько гипертрофированы. Слева к поясу подвешен наклонно, справа налево, очевидно, колчан. Голова небольшая, лицо круглое, на нём рельефом показаны брови, глаза, длинный нос, рот… Удлиненная шея плавно переходит в покатые плечи. От правого плеча почти вертикально вверх отходит длинный слегка изогнутый «отросток»… На левом плече помещена фигурка орнитоморфа…».
Археологи попытались идентифицировать находку сравнивая её с другими схожими фигурками, найденными в Южном Зауралье.
Самый известный набор – Сапоговский клад. В начале ХХ века недалеко от деревни Сапогово крестьянин при распашке поля обнаружил «клад из двенадцати медных идолов». Часть клада была сразу утеряна. Деревни Сапогово ныне не существует, современный ориентир – километр к югу от поселка Новобуринский. В статье подробно анализируется место обретения Сапоговского клада.
Ранее аналогичные фигурки были найдены в районе посёлка Элеватор Кунашакского района, а также недалеко от Далматово.
Каринские находки сделаны по схожим моделям – на тот же сюжет, однако в разных литейных формах. Вероятно, фигурки из Карино, Сапогово и Элеватора изготовлены разными мастерами. Отличаются они от фигурок, найденных в других районах Урала и Западной Сибири. Зато в изображениях лиц, колчанов (горитов), кинжалов есть нечто общее и с изображениями, найденными южнее – на Устюрте в Казахстане. Таким образом, учёные приходят к выводу об особом типе «сапоговских антропоморфов» — литых изображений.
Вероятно, фигурки олицетворяли погибших воинов – богатырей, представителей полукочевой гороховской культуры.
Советский археолог Константин Сальников, работавший в послевоенные годы над открытием гороховской археологической культуры считал «гороховцев» – «исседонами», полумифическим народом, описанным античным историком Геродотом.
Гороховцы восприняли элементы иранской культуры, например, захоронения в курганах, ничего подобного у других угорских народов нет. С другой стороны, у воина на плече – птица, а степняки не поклонялись животным. Зато в повериях хантов, татуировка птицы на плече не позволяла птице-душе удаляться далеко от тела человека, таким образом, спасая его от окончательной смерти. В том числе не редкость изображение птицы (орнитоморфа) для иткульской культуры, а иногда и нескольких птиц (например, малая птица на плече у большой).
«Верхушка гороховцев была иранская, вероятно, при вытеснении на юг гороховские племена смешивались со степняками. Кочевники-степняки находились в Южном Зауралье с мая по август, а потом уходили, а гороховцы оставались здесь на зиму и контролировали добычу металла, изготовление инвентаря и оружия, представляя интересы степняков», – поясняет доктор исторических наук Александр Таиров.
Таким образом, в научный оборот введено новое понятие – «сапоговские антропоморфы» – ещё одно свидетельство уникальности гороховской культуры, возникшей на ирано-угорском фронтире, соединяющей черты двух разных цивилизаций. Это также памятник умениям мастеров-литейщиков, живших на Южном Урале две с половиной тысячи лет назад.
Исследования ведутся в рамках национального проекта «Наука и университеты» и поддержано грантом РНФ.