Директор НОЦ Евразийских исследований ЮУрГУ Александр Таиров, специалист в области археологии раннего железного века, рассказал на форуме «Ананьинский мир» в Елабуге о том, какие тайны маршрутов кочевников удалось раскрыть благодаря находкам в гроте и пещере С.М. Прокудина-Горского и других пещерах Южного Урала.
Пещера С.М. Прокудина-Горского была открыта совсем недавно, в 2020 году. В 1910 году Сергей Михайлович Прокудин-Горский – пионер цветной фотографии в дореволюционной России – сфотографировал вход в пещеру в пяти верстах (7 километрах) от станции Сим, но очевидно не стал углубляться в пещеру. Впоследствии сведения о ней были утеряны и лишь сто десять лет спустя уральские спелеологи обнаружили её вновь. Пещера получила имя в честь легендарного фотохудожника.

Пещерой С.М. Прокудина-Горского заинтересовались и археологи, обнаружив в ней следы жизни. Исследователи заложили небольшие разведочные шурфы, в которых обнаружили кости животных голоценовой и позднеплейстоценовой фауны и артефакты эпохи палеолита. В отвалах старой оплывшей траншеи на дне пещеры обнаружились шесть фрагментов керамики без орнамента характерные для Волго-Камья и Предуралья. В отвалах траншеи найдены также медная пластина, свёрнутая в трубочку, часть венчика медного котла и медный шлак.
В шурфе, заложенном в соседнем с пещерой гроте, были обнаружены несколько неорнаментированных фрагментов керамики с примесью талька, медный трехлопастной втульчатый наконечник стрелы, нож на плоской кварцитовой плитке.

По мнению Александра Таирова, «данный археологический памятник является скорее всего кратковременной стоянкой раннего железного века, и по форме и размерам наконечника стрелы, может быть датирован V–III веками до нашей эры».
Картина начинает складываться: человек в долгом пути пережидал здесь непогоду, готовил пищу, разбил посуду, ремонтировал котёл, выплавляя на месте нужную деталь.
В соседней пещере – так называемой «пещере НЛО», найден уникальный для Южного Урала слиток меди весом почти 1,5 килограмма.
Масс-спектрометрический анализ медных изделий показал, что они скорее всего привезена из Южного Зауралья. Слиток из пещеры НЛО получен в результате выплавки из руды, которая добывалась в районе Миасса, а венчик котла и трубка изготовлены из металла, полученного из руд близких рудам Таш-Казган – Никольского рудного поля, в 50 километрах к юго-западу от Миасса. До Сима – путь неблизкий!
Профессор, доктор исторических наук Александр Таиров совместно с геологами из Южно-Уральского федерального научного центра минералогии и геоэкологии УрО РАН сравнили медь, найденную в симских пещерах с материалом медных изделий иткульской археологической культуры металлургов раннего железного века лесостепного Зауралья, и в ряде случае обнаружил сходство.

Всё это может служить подтверждением контактов между представителями ананьинской и иткульской культур, то есть племён Волго-Камья и Южного Зауралья, живших по разные стороны Уральского хребта.
Как же люди железного века пересекали Уральский хребет?
«Движение шло как минимум по трём направлениям, – считает профессор Александр Таиров. – Первое – по речной долине реки Уфа, где в районе современных населённых пунктов Нязепетровск – Нижний Уфалей – Маук – Касли пересекала Уральские горы. Вторая дорога шла по речным долинам рек Уфа, Ай, Большой Ик и по широте современных населённых пунктов Ункурда – Кыштым пересекала Уральский хребет. Третье направление особенно интересно как раз в свете находок в пещерном комплексе Прокудина-Горского. Эта дорога связывала район современного Миасса и Уфу. Она следовала через Златоуст, Сатку, Урманчино, Новые Каратавлы, Ерал, Сим, Нижние Лемезы, Чуваш Кубово. Вдоль этой дороги, получившей позднее название «Уфимская дорога» или «Уфимский тракт», и были построены в середине 50-х – начале 60-х годов XVIII века Златоустовский, Саткинский, Катав-Ивановский, Юрюзаньский, Усть-Катавский, Симский, Миньярский металлургические заводы. А после Пугачёвского восстания и Миасский медеплавильный завод».
.jpg)
Исследование поддержано грантом Российского научного фонда.
Остап Давыдов

