Филолог ИМСГН стал режиссёром-постановщиком фильма о Южном Урале

21 сентября состоялась премьера художественно-документального фильма «Южный Урал. Следы веков», режиссёром-постановщиком которого выступил магистрант кафедры русского языка и литературы Матвей Шолохов.

Матвей с момента поступления в вуз был успешным и в учёбе, и в научной деятельности, успевал выполнять обязанности старосты группы, стал самым молодым сотрудником университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ–ТВ». Результатом такой активной жизненной позиции стали впечатляющие достижения. Совсем недавно мы поздравляли Матвея с присуждением стипендии им. А. Солженицына, а сегодня чествуем как создателя масштабного фильма об истории родного края.

В основу фильма лёг восьмитомник «История Южного Урала», созданный учёными-историками ЮУрГУ под руководством члена-корреспондента РАН Германа Платоновича Вяткина. В течение девяти месяцев над фильмом работала большая команда единомышленников. По словам Матвея, фильм был задуман как эстетическое путешествие в прошлое и настоящее Южного Урала. Благодаря глубокому филологическому взгляду на мир и умению видеть смыслы в деталях Матвей показал впечатляющие факты истории и уникальность природы малой родины.

Матвей, расскажите, как Вы увлеклись съемками и кинопроизводством? Связываете ли Вы свою дальнейшую профессиональную деятельность с кинематографом?

С раннего детства я держал в руках камеру, снимал все подряд: свои игрушки, дедушку в огороде… Тогда я думал, что в будущем буду снимать кино! Когда учился в школе, начал заниматься журналистикой в лицейской газете: писал, фотографировал. Даже основал в 11 классе школьную телестудию, работающую и сегодня. Получилось, что к поступлению в университет я был ориентирован на телевидение и телевизионную журналистику. Именно поэтому я пошел в ЮУрГУ, зная, что здесь есть база для развития в этом направлении. Но годы занятий олимпиадной литературой в школе и прикладная направленность филологии в нашем университете определили мой выбор – пойти именно на кафедру русского языка и литературы. А дальше всё складывалось само: я работал на ЮУрГУ–ТВ оператором, потом редактором новостной программы. Позже стал монтажером, а потом и режиссером специальных проектов телекомпании. Сначала занимался несложными фильмами и роликами, но к концу обучения на бакалавриате уже на серьезном уровне делал документальное кино! Получилось, что я вернулся к детской мечте, сам того не осознавая… Кстати, интересный факт: после школы я выбирал между кафедрой режиссуры мультимедиа питерского института кино и филологией ЮУрГУ. На первой мне сказали: «Не уверены, что ты потянешь режиссуру», на второй: «Рассчитываем на то, что ты будешь лучшим нашим студентом». Так получилось, что в Питере на сто процентов ошиблись, а в Челябинске – думаю, уже можно сказать, что на сто процентов угадали. Планирую ли я дальше заниматься кинематографом? Да, безусловно. Во-первых, уже сейчас в планах несколько крупных документальных фильмов. Во-вторых, годы работы с художественной литературой, сценариями, тысячи просмотренных фильмов помогают мне готовиться к тому, что когда-то я сниму свое игровое кино. Возможно, даже сериал… И это обязательно будет научная фантастика – тот жанр и книг, и фильмов, которым я увлечен еще с дошкольных лет. А нашей стране сейчас не хватает качественной и глубокой научной фантастики!

 

Как филологическое образование помогает Вам в создании Ваших творческих продуктов?

В работе с кино и видео всегда решает уровень насмотренности. Когда речь о более серьезной режиссуре, очень помогает и высокий уровень начитанности. Особенно важно то, что я литературовед. Я не просто знаком с большим количеством книг, тем, идей, проблем, сюжетных ходов – я умею работать со смыслами, с концепциями, образами и символами — всё это мне дало как раз филологическое образование. Потому что чем лучше ты понимаешь, как устроены уровни любого художественного произведения, как содержание облачается в форму, как формируется та или иная эстетика, тем лучше ты сможешь сам эту эстетику и форму создать. Но филология помогает не только создавать какие-то вещи. Она помогает эти вещи объяснять! Большое количество написанных анализов текстов и научных статей научили меня, как описывать разные аспекты художественного произведения – это помогает формулировать концепции, представлять их руководителю или заказчику, объяснять свои идеи команде. Здесь же очень важную роль играет главная филологическая компетенция – коммуникативная. Умение грамотно, четко и ясно формулировать мысли помогает в работе режиссера. А иногда бывает полезно и сказать много сложных и умных слов, чтобы никто ничего не понял и подумал: «Ого, ну он точно разбирается!» Но, честное слово, так делать приходится очень редко!

 

Как появилась идея создания документального фильма об истории развития и становления Челябинской области? Что вдохновило Вас на создание фильма?

Идея создания фильма появилась у Германа Платоновича Вяткина. Под его руководством историки ЮУрГУ создали фундаментальный научный труд – восьмитомное издание «История Южного Урала». В каждом томе очень подробно раскрывалась история нашего края в определенный период. И вот Герман Платонович решил, что об истории Челябинской области нужно рассказать не только заинтересованным читателям восьмитомника, но и широкой аудитории, молодежи. И тогда он обратился к команде ЮУрГУ–ТВ с идеей создать фильм. Татьяна Сергеевна Строганова написала сценарий, а мы под руководством Сергея Ивановича Гордиенко начали думать над концепцией… С самого начала мы отталкивались от понимания, что не хотим делать чистый научпоп. Чтобы серьезный дядя за кадром много говорил об истории, а мы показывали какие-то архивные кадры – не наш вариант. Мы хотели сделать что-то необычное, в какой-то степени новаторское, какое-то «Вау». Поэтому я выбрал художественно-документальный подход: у нас есть игровая история, главный герой, который, читая восьмитомник, путешествует в своем воображении по знаковым местам прошлого и рассказывает простым языком об этом зрителю. Что вдохновляло? В первую очередь меня вдохновляла природа, хотелось создать «эстетическое путешествие» (слоган фильма) по Южному Уралу, не только на истории зацикливаться, а сделать фильм рекламой всего региона, его удивительной природы и туризма. Показать, что тайны истории скрыты в местах невозможной красоты, куда может попасть каждый желающий. И, судя по отзывам, эта цель была успешно достигнута.

На какие моменты Вы обращали внимание при подборе локаций? Насколько сложно было реализовывать профессиональную съемку в горах и степях в условиях реального времени и реальной уральской погоды?

При подборе локаций обращали внимание на их историческую и эстетическую значимость. Старались сохранять баланс. Например, локация на озере Актюбинском – просто поле, но оно вошло в фильм, потому что имело большое значение. При этом я добавил в природный блок локацию Айских притесов, которых там изначально не было – это, на мой взгляд, одна из самых интересных природных достопримечательностей нашей области. Ну и сложностей было немало. Никогда не знаешь, чего ожидать от природы… Самыми сложными локациями были Игнатьевская пещера и Таганай. В пещеру мы шли пешком вместо того, чтобы проехать 9 километров. Когда добрались, поняли, что река около пещеры вышла из берегов… Пытались найти подход, перешли через эту реку по колено в воде, а оказалось зря! Вернулись обратно, блуждали по лесу в поисках обхода. В итоге на следующий день возвращались уже на машине и с гидом, который нам и показал путь. Но самым запомнившимся в плане трудностей, особенно физических, была экспедиция на Таганай. 10 часов до часу ночи мы шли до стоянки. В грозу, с техникой. Кто-то даже слышал медведя… Пришлось включить на полную громкость музыку. И последние километры без сил преодолевать под фонк! Но для меня лично самым сложным стало завершение второго дня. После закатных съемок на вершине горы Круглица мы спускались по курумникам в полной темноте… Для меня это было крайне тяжелым психологическим испытанием из-за панического страха высоты. Но не это было главным и запомнившимся. Тем, про что действительно стоит вспоминать. На вершине Круглицы мы не успевали снять несколько важных сюжетных эпизодов. Решили рискнуть и ускориться, не спускаться в поисках красивого леса, а взять тот, который был на вершине, на плато. И эта идея на сто процентов себя оправдала! Мы всё успели в лесу, а к кульминационной сцене фильма, где герой поднимается на вершину, из-за облаков вышло невероятное солнце, появились две радуги… Самый важный закат для всего фильма стал самым красивым закатом за все два месяца съемок. Это удивительное ощущение… Всё действительно было не зря, все наши страдания и риски оправдались.

 

Какой кадр или эпизод фильма было сложнее и интереснее всего снять?

Если просите рассказать про самое сложное и интересное, то наливайте чай, это надолго… Безусловно, самое сложное – Таганай и Игнатьевская пещера. Но не менее интересными были съемки на Аркаиме. Так получилось, что у всей команды именно этот блок в фильме стал самым любимым. Сложность была в том, что мы вставали в половине четвертого утра, шли к самому поселению, старались успеть снять, пока не пропал туман и солнце не поднялось высоко. Но больше всего эта локация запомнилась другой историей. Когда мы пришли в шесть утра на гору Шаманка, где выложены спирали из камней, там появился странного вида мужчина, который начал по этой спирали идти от края до середины и обратно… Когда мы попросили его дать нам десять минут на съемки, а потом закончить обряд спиралехождения, он нас просто проигнорировал! В итоге мы 15 минут сидели и ждали, пока мужчина закончит свою церемонию и уйдет. А сцена с колесницей в эпизоде об Аркаиме была снята в десятке километров от Челябинска! Это тоже была интересная съемка, потому что мы искали подходящее поле без каких-либо рукотворных сооружений на горизонте. А потом гоняли колесницу кругами, снимая дубли проезда в одном направлении… Но в итоге блок получился реально крутым.

 

Почему для съемок были выбраны именно эти исторические периоды? Как удалось передать многовековую историю нашего региона в итоговом хронометраже картины?

Локации и периоды тщательно выбирались автором сценария Татьяной Строгановой. Сначала были выбраны исторические эпохи, который были наиболее знаковыми и интересными: каменный, бронзовый, железный века, средневековье, промышленное наследие 19–20 веков. В них уже выбирались самые интересные и знаковые темы и факты, которые обязательно были связаны с красивыми локациями – всё-таки фильм снимаем. На этом этапе, например, отказались от усадьбы Демидовых в Кыштыме, потому что решили: фильм у нас о природе, интерьерные локации брать не будем. Затем сюда добавились природные и городские локации, которые стали отдельными блоками фильма. Но и тут наши испытания не закончились… Сценарий получился в 3 раза больше, чем того требовал хронометраж фильма. Пришлось резать, сокращать, оставлять только самое-самое интересное. В итоге добились того, к чему стремились: фильм рассказывает обо всем самом важном и увлекательном, при этом не перегружен многочисленными фактами, не вынуждает зрителя скучать.

 

Что или кто вдохновляет Вас снимать и заниматься творчеством? Кто поддерживает ваши начинания?

Меня вдохновляют две вещи: мир вокруг и произведения искусства. Первое – всё, что меня окружает. Я стараюсь видеть во всем эстетику, чувствовать атмосферу… Особенно для меня в этом плане значим родной Челябинск. Ощущения детского взгляда на мир в районе, где я вырос, ламповая атмосфера маленьких дворов, эстетика самых красивых закатов. Глубоко меня вдохновляет природа, ведь она всегда и везде – чистое сосредоточение эстетики, атмосферы… Ощущение спокойствия, гармонии с этим миром, естественности, настоящей жизни. И еще люди, которые меня окружают, которые меня поддерживают. Любимые, близкие люди, семья, коллеги, руководители и преподаватели – те, кто рядом со мной в трудные минуты, на кого я ориентируюсь в личностном, профессиональном и научном росте. Безусловно, меня вдохновляют произведения искусства. Книги и фильмы, картины и музыка. Всегда, когда мне нужно что-то масштабное придумывать или продумывать, я пересматриваю несколько любимых фильмов… В них я ищу свои любимые эстетику и атмосферу. То, как они создаются великими режиссерами, не просто вызывает у меня мурашки, но и поднимает всё внутри меня, открывает творческое окно, которое и является вдохновением.

В чём Вы, как профессиональный филолог, видите связь литературы и кинематографа?

Кинематограф – самое сложное искусство, потому что здесь есть актеры, свет, камеры, локации, монтаж, графика… Очень много инструментов, без каждого из которых не обойтись. Но есть одна вещь, которая лежит в основе всего. Которая находится на первом плане, несмотря на актерскую игру и качество съемки. Это содержание фильма: сюжет, сценарий, режиссерские ходы. В основе кино – визуальный рассказ истории, а сама эта история – не что иное, как литературное произведение, работающее по тем же драматургическим и концептуальным принципам. Поэтому литература – база для существования всех смыслов, идей, тем, мотивов и проблем – всегда остается фундаментом кино. Образы и символы, метафоры и развитие героев – всё, что зародилось в литературе, в кино обретает визуализацию, но остается всё теми же инструментами из мира книг. И для меня одно без другого невозможно: глубокое понимание литературы позволяет глубоко понимать кино. И не только понимать, но и создавать своё.

 

Поздравляем Матвея с блестящим результатом! Впереди у него — новые победы: он стал участником Открытого Международного Кинофестиваля «Влюблённые в искусство» в номинации «Дебют» со своим дипломным фильмом «Гении» (фестиваль пройдет 19–22 октября в Санкт-Петербурге). Гордимся Матвеем! И желаем расширять творческие горизонты пока в магистратуре, а далее, надеемся, и в аспирантуре кафедры русского языка и литературы.

 

 

Марина Мозжерина, доцент кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ
Контактное лицо по новости:
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86