Ежегодно 8 сентября отмечается Международный день грамотности, который впервые был учрежден ЮНЕСКО по итогам Всемирной конференции министров образования, проходившей в Иране в 1965 году. На повестке стоял вопрос о ликвидации безграмотности. О том, насколько важна грамотность в современном мире, от чего она зависит, как можно её повысить и другом, рассказала Алена Тезина, языковед, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета.
— Алена Владимировна, как вы трактуете понятие «грамотность»?
— Существует классическое представление о грамотности: это умение читать и писать на родном языке. Если шире смотреть на это понятие, то под грамотностью можно предполагать функционал, которым владеет человек, связанный с умением читать, писать, т. е. получать информацию и обрабатывать её, а также успешно общаться. Иными словами, это не только письменный язык, но и устная речь. И благодаря этому общению он способен узнавать что-то новое, анализировать, передавать, быть успешным в общении. И такого человека будут понимать окружающие его люди, и он станет легко объяснять им то, что хочет сообщить.
— На ваш взгляд, какая тенденция прослеживается сегодня: процент образованных, грамотных людей больше, чем был раньше?
— Я, к сожалению, не владею статистическими данными, но уверена, что процент грамотных людей от года к году растёт. Во-первых, поскольку мы говорим о Международном дне грамотности, который создан в середине прошлого столетия под эгидой ЮНЕСКО, то каждый год в этот день и не только проводятся мероприятия, направленные на то, чтобы сделать грамотными как можно больше людей. Соответственно, раз такая программа во всём мире работает, к тому же каждое государство заинтересовано в том, чтобы его жители были грамотными, для того чтобы оно процветало, то, конечно же, и государственная политика, и международная тенденция направлены на то, чтобы грамотных людей становилось как можно больше. Этому способствуют программы как на уровне мировых задумок, которые реализуются в международных программах, так и на уровне государственных программ.
— С вашей точки зрения, грамотность сопряжена с начитанностью или в большей степени с другими факторами? От чего она в целом зависит?
— Безусловно, грамотность связана с начитанностью, ведь мы с вами уже сказали, что это умение читать и писать. Чем больше человек читает, тем шире его кругозор, тем ярче у него в голове выстраивается язык, который в пассивной форме может переходить в активный словарь, иными словами, чем больше мы читаем, тем шире наш пассивный словарь, а значит, и потенциально активный словарь тоже. И поскольку мы сначала учимся читать, а потом писать, то, безусловно, начитанность — это одно, а умение писать — это качественно другой процесс, которому мы специально учимся в школе много лет, и сюда относится не только умение выводить буквы и оформлять их в слова и предложения, но и правильно строить сами предложения, т. е. вопросы культуры речи сами по себе не решаются внутри речи конкретного человека. Это, безусловно, процесс, который должен быть специально организован, должен проводиться под присмотром и наставничеством опытного товарища, учителя, педагога, грамотного человека.
И для того чтобы быть грамотным, разумеется, надо не только самому читать и учиться, осваивать культуру речи, грамотное письмо, т. е. правописание, постановку знаков препинания, оформление текста на листе, но и слушать образцы устной речи и читать примеры письменной речи. И это не всё, что сейчас есть в информационном пространстве. Нет, к этому относятся образцовые речи — это выступления и работы образованных людей, выдающихся мыслителей, писателей, публицистов, учёных, риторов. И благодаря тому, что сейчас информация распространяется через разные каналы, мы легко можем послушать, как говорили люди в прошлом, потому что есть аудиозаписи, и даже видеозаписи, если мы говорим о недавнем прошлом. И конечно, сейчас есть много наших современников — грамотных, умных людей, которые активно публикуют подкасты выступлений или, например, лекции на «Ютубе» или других площадках, когда мы можем видеть, слышать, внимать их речам.
— Существует такое понятие, как «врождённая грамотность». Правда это или миф? В чём, на ваш взгляд, проявляется врождённая грамотность? Много ли вам встретилось таких людей?
— «Врождённая грамотность» (или «абсолютная грамотность», если пользоваться корректным методическим термином) – это интуитивное умение писать без ошибок. Безусловно, это не миф. Существуют люди, которые обладают такой «суперспособностью». Они могут не знать правила орфографии и пунктуации, но при этом легко пишут без ошибок. Конечно, такое умение не может передаваться по наследству. Мы не рождаемся уже говорящими — мы лишь имеем потенциал, предрасположенность к освоению речи, то есть можем научиться говорить, читать и писать. Кстати, отмечу, что освоение письма – это вообще специально организованный, сложный процесс. Поэтому наше речевое развитие в значительной степени зависит от окружающей речевой среды. Но можно с уверенностью сказать, что фундаментом хорошего языкового чутья служат развитые зрительное восприятие и зрительная память. Так что ребёнок, развитием которого родители усердно занимались ещё в доречевой период, даст фору менее счастливому товарищу. Это во-первых. А во-вторых, не буду оригинальной, но скажу: чем больше ты читаешь, тем грамотнее пишешь, так как верный облик слов крепко запечатлевается у тебя в памяти. Это второе условие для формирования «абсолютной грамотности».
В своей жизни я немногих встречала с врождённой грамотностью. И в педагогической практике стараюсь не отягощать учеников или студентов, обладающих такими качествами, требованием уметь объяснить то или иное написание. Если, конечно, они не учатся на филолога.
— Важна ли грамотность в современном мире? И почему?
— Грамотность, безусловно, важна, о чём в самом начале было сказано, потому что всё в нашем мире проходит через язык, и грамотный человек — это тот, который владеет им, ведь через язык мы осуществляем общение — и бытовое, и деловое, и личное. И если вы владеете языком, вы грамотны, то вы будете успешны в окружающем мире, а для этого нужно читать образцы, писать, работать над культурой речи, избавляться от слов-паразитов, поосторожнее использовать жаргонную лексику, особенно грубые жаргонизмы (а о бранной лексике вообще не может быть и речи), перестать постоянно извиняться и опять-таки больше читать!