Операция «Кинжал». Профессор ЮУрГУ исследует уникальную находку

«Утерян железный кинжал с рифленой рукоятью. Нашедшего прошу вернуть за вознаграждение». Такое объявление мог дать владелец этой дорогой и необычной вещи, если бы у него была возможность. Но письменности тогда не было. А кинжал все-таки нашелся. Спустя 24 века. И теперь ученые отгадывают загадки.

Первый и единственный

Научный интерес совпал с журналистским. А потому в субботний день мы с профессором Александром Таировым в компании краеведов отправляемся в Курганскую область. В Катайском районном музее хранится уникальный артефакт, который уже два года не дает покоя ученому Южно-Уральского государственного университета.

Впервые Александр Дмитриевич узнал об этом загадочном экспонате от известного краеведа Красноармейского района Челябинской области Владимира Гирника. Уже по снимкам ученый определил возраст атрефакта. Хорошая сохранность, присутствуют все типичные признаки кинжалов раннего железного века. Директор научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ, доктор исторических наук Александр Таиров ведет исследования, связанные именно с этим историческим периодом. Но фотография не позволяет установить размер, рассмотреть детали оформления, выяснить технологии изготовления. Нужно замерить все параметры, сделать разрезы лезвия и деталей рукояти,  обязательные при научно-исследовательской работе.

Цель поездки в Катайск – описание и зарисовка контуров древнего кинжала, который оказался интересен со многих точек зрения. Ведь в контексте «сарматского мира» такая находка пока первая и единственная.

И вот мы в музее. Нас радушно с горячим чаем и пирогами встречает его директор Ольга Зеленина. Кинжал с дуговидным навершием и прямым перекрестием – перед нами. Уникальность экспоната заключается в его рифленой рукояти. Вероятно, она имитирует ее органическое оформление. В то время железная основа рукояти мечей и кинжалов обматывалась кожаными либо берестяными лентами. А здесь сделано все в металле.

Но вторая загадка еще сложнее. Дело в том, что этим кинжалом пользоваться в реальной жизни было невозможно. Рукоять слишком мала для ладони воина. Скорее всего, это вотивный кинжал или символ кинжала. Возможно, его создавали специально для погребения?

«На территории, допустим, Алтая есть три типа древних кинжалов: реального размера, уменьшенные и миниатюрные. Исследуемый объект как раз подходит под категорию «уменьшенный кинжал». А миниатюрные – это совсем небольшие, символические. Когда мужчину снаряжали в последний путь, в захоронение помещали не настоящий кинжал, который стоил достаточно дорого, а его простую миниатюру, не требующую больших затрат на изготовление. Но этот кинжал по технологии изготовления очень не простой, – поясняет профессор.

Создание такой рифленой рукояти требовало от кузнеца определенного мастерства. Надеюсь, что при поиске аналогий этого артефакта мы выйдем на тот регион, откуда такие кинжалы могли поступать на территорию Южного Урала, и выясним, где был центр их производства. Пока понятно одно: его создали не местные мастера. Наши кинжалы такого типа имеют простую рукоять в виде неукрашенной полоски железа. А здесь и само лезвие сложное, и очень сложная рукоятка».

Простор для версий

– А мог это быть детский кинжал?

– Вполне. Но… для ребенка очень высокого социального ранга. Есть еще версия. Возможно, это инструмент шамана для инициации. Проводится такой обряд в традиционных обществах, когда мальчики переходят во взрослую жизнь. При этом учеными было замечено, что у знати обряд инициации проходил раньше, чем у простых людей. В погребении Кичигино, к примеру, мы вели раскопки и обнаружили останки  мальчика 12-13 лет с полным комплектом вооружения и конской упряжи, как у взрослого воина. Там были кинжалы, лошадиная узда, колчан со стрелами.

Возможно, мальчикам  во время инициации подносили этот кинжал. Знаете… это, как в День археолога к лопате прикладываются первокурсники, которые впервые были в экспедиции. Один из обязательных элементов обряда — поцеловать обыкновенную рабочую лопату, которая является основным нашим инструментом. Не исключено, что и здесь было что-то подобное.

Версий несколько. Но, к сожалению, мы не знаем контекста. Если бы кинжал был найден в погребении, можно было бы взять кости на определение возраста захороненного, выяснить социальный статус, какие-то другие моменты. А тут — случайная находка. Поэтому… простор для предположений.

По словам Александра Дмитриевича, датируются такие кинжалы по форме лезвия, перекрестия и навершия. Это IV век до новой эры. Если бы кинжал был найден в степной зоне Южного Урала, можно было бы утверждать, что принадлежал он сарматам. Но у нас лесостепная зона, и здесь в этот период обитали две основные группы населения: носители гороховской и саргатской культур. При этом для гороховской культуры были характерны тесные связи с сарматским миром.

Профессор Александр Таиров сейчас увлеченно работает над темой «Взаимодействие населения степи и лесостепи Зауралья». Как сотрудничали народы? Чем обменивались? В рамках программы «Приортет-2030» ученые ЮУрГУ реализуют проект, который рассматривает Южное Зауралье в системе региональных и межрегиональных экономических и культурных связей от древности до нового времени.

На территории пещерного комплекса Шульган-Таш уфимские ученые проводят занятия археологической школы. По их приглашению Александр Дмитриевич выступил перед ребятами из Учалинского района Башкортостана и Магнитогорска. Рассказал  о раннем железном веке и об уникальном кинжале сарматского типа из Катайского музея. Прозвучавшая информация вызвала огромный интерес и школьников, и уфимских коллег, занимающихся этой эпохой.

Подарить нельзя продать

Но как появился в музее этот загадочный экспонат?

– Такие случайные находки — уникальная возможность пополнения музейных фондов, — рассказывает Ольга Зеленина. — Этот кинжал был обнаружен учителем физкультуры шутихинской школы на окраине села три года назад весной на отвале противопожарной полосы. Сергей Булыгин сразу понял, что это не простая железяка, а нужная и важная для ученых вещь. Он решил подарить кинжал нашему музею, за что мы очень благодарны.

Мы отправляемся в село Шутихинское (Шутиха) Катайского района Курганской области. Этому русскому поселению более трехсот лет. Нас ждет встреча с дарителем кинжала.

Местный житель ведет нас на окраину села. Показывает место, где обнаружил атрефакт. Судя по топографии, здесь нет древних захоронений. Скорее всего, незадачливый владелец в раннем железном веке просто случайно обронил эту дорогую вещь.

Выясняется, что Сергей Булыгин «афганец» и это не первая его находка. Кистень предположительно XVIII века несколько лет назад учитель отдал школе.

– Думаю, нашлось бы немало любителей старины, которые бы захотели приобрести ваши находки для частной коллекции за хорошие деньги… Не возникало желания продать? — поинтересовалась я напоследок у Сергея Владимировича.

– Понимаете, я такой человек… — он задумался на несколько секунд. — Это история. Это Родина же наша. Не могу я ее продать.

P.S. Профессор Александр Таиров работает над статьей, посвященной уникальному кинжалу, для одного из журналов, входящих в Scopus. Коллеги из других регионов уже задают вопросы и с нетерпением ждут эту публикацию. Будем надеяться, что впереди новое научное открытие.

Татьяна Строганова. Фото автора. «Аргументы недели»