Здесь историки становятся учеными

Мы начинаем серию рассказов о диссертационных советах, действующих в Южно-Уральском государственном университете. Первый в нашем объективе – диссертационный совет 24.2.437.04 по историческим наукам, который возглавляет профессор кафедры отечественной и зарубежной истории ИМСГН ЮУрГУ, доктор исторических наук Евгений Волков. Мы беседуем с ним о работе совета.

– Какие диссертации можно представлять к защите в вашем совете?

– Мы принимаем диссертации на соискание степеней как кандидата, так и доктора исторических наук по двум направлениям – 5.6.1 «Отечественная история» и 5.6.5 «Историография, источниковедение, методы исторического исследования».

– Как давно существует совет и каковы результаты его работы?

– Наш диссертационный совет действует с 2003 года и в прошлом году отметил свой юбилей – двадцатилетие. За это время прошло 111 защит диссертаций – 7 докторских и 104 кандидатских. Две защиты – одна кандидатская и одна докторская – закончились отрицательным результатом, а 109 прошли для диссертантов успешно и были утверждены.

Я руковожу советом четвертый год. У истоков создания совета стояли профессора Николай Павлович Парфентьев и Виктор Сергеевич Балакин. Виктор Сергеевич сейчас на пенсии, а Николай Павлович по-прежнему трудится на кафедре теологии, культуры и искусства ЮУрГУ, в совете он является моим заместителем.

Основная география работ, представленных к защите, – это в основном Уральский и Западно-Сибирский регионы: Челябинск, Пермь, Курган, Магнитогорск, Тюмень, Нижний Тагил, Златоуст, Миасс, Нижневартовск.

– А сам совет состоит только из преподавателей ЮУрГУ?

– Не только. 11 из 20 членов совета действительно работают в ЮУрГУ, так положено по правилам: не менее 50 % совета должны быть представителями вуза. Но в совет входят и другие авторитетные историки Урала. Среди них есть челябинцы: двое из Педагогического университета (ЮУрГГПУ), один из Аграрного (ЮУрГАУ), один из Института культуры (ЧГИК). Трое екатеринбуржцев: один из Федерального университета (УрФУ) и двое из Института истории и археологии УрО РАН, одна из Магнитогорского технического университета (МГТУ) и одна из Пермского государственного университета (ПГУ).

– Как часто происходят защиты?

– Сейчас один-два раза в год. Требования к диссертантам ужесточаются. За прошедший 2023 год в совет обратилось 7 соискателей. 4 работы, после рассмотрения экспертами, были возвращены на доработку. В декабре состоялась успешная защита «Образы власти в интеллектуальном наследии С. Ю. Витте: конструирование и трансформация» молодого историка Ирины Верёвкиной из Перми.

На апрель нынешнего года запланированы две защиты. Одна работа Евгения Яковкина из Перми «Взаимодействие российской эмиграции с японской администрацией в Маньчжурии (1932–1945 годы)». 

Другую работу готовит бывшая аспирантка кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ Елена Кравченко «Российские журналы для детей в конце XIX – начале XX века: институционализация и эволюция детских текстов». 

С текстами обеих диссертаций уже можно ознакомиться на сайте университета.

– Какие ещё интересные работы, представленные к защите в последние годы, можно отметить?

– Все работы достойны и интересны. Вот, например. диссертация Андрея Любимова «Создание и деятельность духовных правлений на Южном Урале в XVIII веке». Автор несколько лет работал в центральных архивах, в том числе в РГАДА – архиве древних актов, а также в архивах Урала и Сибири, он свободно владеет методами расшифровки текстов XVIII века, обычному человеку без знания палеографии прочесть их сложно. Новые аспекты, новые источники, новый взгляд на то, что раньше системно не изучалось.

Очень интересной была работа Евгения Матвеева из Перми «Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974–1992): «организованное чтение» в контексте позднего советского общества» – о том, как в позднесоветский период в условиях книжного дефицита общество «Знание» давало возможность прочесть такие книги и устраивало коллективные обсуждения по произведениям тех или иных авторов, и в рамках таких практик сформировалась особая культура.

Молодой историк Алексей Парунин защитил работу «Политическая история Тюменского ханства в 1430–1508 годы». Работа приоткрывает малоизвестную доселе историю Тюменского ханства, о котором имелись лишь отрывочные и не глубоко осмысленные сведения, а автор их выявил, систематизировал, добавил новыми данными, проанализировал. Получился цельный взгляд на это средневековое государственное образование.

– Совет – ведь это не только защиты, он работает круглый год?

– Совершенно верно. Есть три основных направления работы совета.

Первое – экспертиза. Соискатель представляет диссертацию и для её предварительной оценки мы привлекаем не менее трёх экспертов из числа членов совета. Задача не всегда простая, ведь нужно найти учёных, максимально компетентных в данной теме, близких по научным интересам, знакомых с работами диссертанта. Первая экспертиза всегда связана с рядом замечаний. В оптимальном случае человек оперативно их исправляет и благополучно выходит на защиту. Случается, что и диссертация слабая, тогда доработка длится долго, иногда кто-то и вовсе опускает руки, отказываясь двигаться дальше.

Второе направление – это собственно защиты, то есть подготовка документации, проведение и организация заседаний диссертационного совета с обсуждением и голосованием по той или иной диссертации.

И третье – ежегодный отчёт о работе диссовета, направляемый в ВАК. Его готовит учёный секретарь – практически с момента основания диссовета эту должность исполняет доктор исторических наук Мария Ильинична Мирошниченко) Она, конечно, занимается и формированием документации по всем новоиспечённым кандидатам и докторам в ВАК РФ, чтобы их научные степени были утверждены. 

ВАК РФ постоянно «держит в тонусе» членов диссертационного совета. Согласно новым требованиям, начиная с января 2024 года, у каждого члена совета должно быть за пять лет не менее 8 «ваковских» статей и 1 монография (раньше было 5 статей и книга).

Приходилось совету проводить и экспертизы по диссертациям, защищённым в других советах, однако попавшим под прицел ВАК РФ, да так, что вставал вопрос о лишении научной степени. Такое случается нечасто, всего один случай за весь период работы совета.

– Как менялись требования к диссертациям за эти двадцать лет?

– Они становились строже. Сейчас для успешной защиты кандидатской требуется как минимум 3 публикации по теме диссертации в изданиях из списка ВАК, для докторской – не менее 15 статей в высокорейтинговых журналах.

– Как современные технологии входят в жизнь совета?

– Вопрос об их активном использовании возник в условиях пандемии, тогда заседания диссоветов стали проводиться с участием нескольких его членов и оппонентов в дистанционном режиме. Здесь всё зависит от ситуации: если количество членов совета, необходимое для кворума, а также оппоненты (один – для кандидатской диссертации или два – для докторской) могут присутствовать очно, заседание проводится в привычной форме. Последняя защита у нас была в обычном режиме, а до этого три защиты проходили с участием ряда членов диссовета в онлайн-режиме. В этом случае голосование по диссертациям всех членов диссовета проходит в электронном формате.

 

Остап Давыдов